Суббота, 18.05.2024, 13:55
Главная | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Откуда азбука пошла?
День славянской письменности и культуры.

  Здравствуйте, дорогие дети. Мы с вами уже полгода говорим о разных праздниках. И сейчас мне хочется проверить, а хорошо ли вы запоминаете то, о чем я вам рассказываю? 
1 слайд. Скажите-ка мне пожалуйста, какой же праздник мы отмечаем 7/1?..  
А 23/2?.. А 24/5?.. 
2 слайд. 24/5 мы отмечаем День славянской письменности и культуры. Если говорить детским языком – это День рождения азбуки. Этот праздник в России появился примерно 150 лет назад. 
  3 слайд. Кто-то может сказать: подумаешь, праздник. Вот мой День Рождения – это я понимаю: подарки, гости, вкусности… А День Рождения азбуки - вроде бы не очень меня касается… А давайте-ка задумаемся: а если бы не было в нашей жизни букв? Представили? Что бы тогда?
  - Вот писатель А.С.Пушкин. Без букв он смог бы хоть одну книжку написать?..
  - А как бы мы без учебников учиться стали?
  - А смогли бы мы прийти в библиотеку? А откуда бы тогда про чудеса и приключения узнали?
4 слайд. Если бы не было нашей азбуки, во всех этих странах тогда бы неграмотные люди жили.  
5 слайд. И где бы они знания хранили?.. Было такое в истории, когда знания хранились в голове, в памяти человека. Всё, что знал отец, он передавал сыну, учитель - ученику. Но ведь это не всегда получалось! А если ученик был невнимательным? Ему потом приходилось заново изобретать велосипед…
6 слайд. Чтобы поменьше забывать, люди стали рисовать. Вот так выглядели древние письменные сообщения. (Мексиканская пиктограмма: рисую – пишу). Легко ли нам такое письмо прочитать?.. Мы можем о многом догадываться, но точно не знаем, что здесь написано.
7 слайд. А вот в Древнем Египте люди уже придумали значки, обозначающие слова или целые фразы. Например, волнистая линия – это вода. А две волнистых линии – это что значит?.. Это наводнение. Вот нарисованы два одинаковых человечка – только один с короткими волосами, а другой - с длинными. Это как понять? (Мужчина, женщина). Верно. Догадались. Тогда попробуйте письмо египетского фараона сами прочитать…
8 слайд. Что же здесь написано? Давайте читайте!.. 
А написано вот что: «Меня зовут Нармер». Оказывается, этот фараон выиграл важное военное сражение. И ему хотелось, чтобы о его победе все узнали! Чтоб даже через тысячи лет его прославляли! Вот он и приказал написать на каменной плите свое имя. А букв-то не было! И что же придумали египтяне? Имя изобразили так: рыба («нар») плюс резец («мер»). Вот и получилось - Нармер.
9 слайд. А это послание из Древней Греции. Ну-ка, узнаете ли вы эти буквы?.. Верно! Древние греки уже знакомыми нам буквами писали. От них наши предки славяне азбуку и узнали. 
10 слайд. Наша славянская азбука в 863 году появилась. Вот как это случилось. 
11 слайд. Наши предки славяне были в те времена язычниками. Что это значит? У них по всей земле идолы стояли – вот такие фигурки богов из дерева или из камня. Славяне считали, что от идолов зависит и погода, и здоровье, и урожай. Поэтому идолов подарками задобрить старались. А в соседних странах жили не язычники, а христиане. Они уже вот такие книги про Христа читали, вот такие Его иконы писали.
12 слайд. И наши славянские князья тоже захотели эти святые книги прочитать, захотели о Боге побольше узнать. Вот и попросили они правителя самой могущественной страны того времени Византии: «Пошлите нам учителей»…
  И послал византийский царь к славянам двух братьев – монахов. Звали их Кирилл и Мефодий. Это были не простые люди, а настоящие ученые. Они могли все церковные книги объяснить. А их слова славяне послушали, да не смогли записать. И что же дальше? Сперва стали их объяснения по-своему пересказывать, не всегда может быть и правильно. А потом начали забывать. 
  Расстроился монах Кирилл и сказал: «Без письма учить – всё равно, что по воде писать!» Надо для славян где-то буквы взять. А где? И свершилось чудо: Кирилл помощи у Бога попросил, и Бог его вразумил.  
13 слайд. Часть букв он взял у греков. Но у греков в языке совсем не было шипящих звуков. А на нашей земле полно сосен да елок, на которых шишки растут. Ш-ш. Греческими буквами этот звук не передать. Поэтому пришлось монахам некоторые буквы самим сочинять. Вот так появилась на свет наша славянская азбука. Понятно ли вам, почему она называется «Кириллица»? 
14 слайд. Обрадовались славяне. И от радости начали писать на всем, что под руку попадет: на камне и на каменной плите..
15 слайд. … на кувшине и на бересте.
16 слайд. И появилось тогда у славян сокровище. Какое? Отгадайте загадку:  
  в древности она всегда одевалась в дорогие одежды с золотыми и серебряными застёжками, ее украшали драгоценными камнями, жемчугом и золотом. За неё одну знатные люди отдавали табун коней, стадо коров, собольи шубы. Называли её: «Свет ты наш!» - и берегли как великое сокровище. Враг, когда нападал, брал её в плен первой. Что это такое? 
17 слайд. Рукописная книга. А что значит «рукописная»?..
18 слайд. Вот такие в ней прописные буквы… Вот в начале красная строка. Вам учитель часто говорит во время диктанта: «Пишем с красной строки». Это выражение пришло к нам из древней рукописной книги. 
  И сейчас я хочу вам такую древнюю книгу показать. Вот книга «Евангелие». Такая книга была переписана примерно 400 лет назад. Книги в таком возрасте встречаются нечасто, поэтому их хранят в музеях. Но, чтобы мы могли ее увидеть, ученые сфотографировали каждую страничку. И вот такую фотокнигу давайте разглядим повнимательнее. Вот открываю книгу. Вот прописная буква. Вот красная строка. Только почему-то она здесь желтая. Что же значит выражение «красная строка»?.. (Красивая).
19 слайд. Почему же книгу так высоко ценили? Таких книг много было?.. Конечно немного. Но главное то, что книга эта рассказывает о самом главном в жизни – о святом, и написана она необычным святым языком!
20 слайд. Ведь обычный-то язык – для простых разговоров – у славян уже был. А монахи Кирилл и Мефодий создали письменный язык для перевода церковных книг. Это единственный в мире язык, созданный для общения с Богом! На нем ни одной книги вредной или бесполезной не написано. Если человек каждый день книги на этом языке читает, он душу светом наполняет.
  Как вы думаете, сегодня этот язык сохранился?.. Где им пользуются?.. 
А как же говорили наши предки на таком языке?
Примеры можно найти у А.С.Пушкина: «…Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Какие вы слышите старинные слова?.. Как вы их понимаете?..
Еще пример: «…перстами, легкими как сон, моих очей коснулся он…»Что такое «очи»? «Персты»?...
  Старик – старче. Слова немного разные. Как будто одежду меняют: есть парадная, а есть попроще – будничная, на каждый день. 
Задание 1: Попробуйте сами современное слово нарядить в парадные одежды: ворота, город, золото, холод, молодой… 
  А старые слова попробуйте сделать современными:  
 млеко – ( молоко), глад – (голод), власы – (волосы), глас – (голос), здравие –  
(здоровье), глава - (голова), кладезь – (колодец), брег - (берег), древо – (дерево). 

 Задание 2: В старинной книге я встретила необыкновенно красивые слова. Сможете ли перевести: светоносный, живоносный, златоустый, добротолюбие, благословение.
-Не пощадим животов наших за Отечество наше (из речи Кузьмы Минина перед нижегородцами). «Животов» - как понимаете?..
 Задание 3: Проверим, знаете ли вы пословицы об учении. Я начинаю, вы заканчиваете:
Ученье – свет, а неученье – (тьма).
Слово сказанное серебро, а несказанное – (золото).
Ум без книги, как птица без (крыльев).
Слово не воробей. Вылетит – (не поймаешь.)
Что написано пером, не вырубишь (топором.)
Теперь загадки:
- Поле белое, а семя чёрное,
  Кто его сеет, тот разумеет. (Письмо)
- Что острее меча? (слово)
- Какая птица из сорока букв? (сорока)
- Может ли кто из вас «встать фертом»?
- Уронила меня мать, подняли меня люди, срезали голову, вынули сердце, дали пить. И стало я говорить. (Гусиное перо)
21 слайд. Так что же за праздник мы отмечаем 24 мая? (День рождения Азбуки).
  Как же его отмечают? У нас обычно к этому дню в школах бывает праздник последнего звонка. 
 22 слайд. А в других славянских странах бывают настоящие торжества. 
  Вот, например, в Болгарии:  
- в каждой школе праздники букв, викторины знаний,
- венками из живых цветов школьники украшают портреты Кирилла и Мефодия,
- взрослые возлагают цветы к их памятникам,
- звучит гимн Кириллу и Мефодию,
- вручается орден, названный в честь просветителей славян…
Согласитесь, что нам есть чему у соседей поучиться.
  24 мая в Церкви праздник святых Кирилла и Мефодия. К их иконе все ставят свечи. А зачем?.. Чтобы поблагодарить их за свет знания, чтобы попросить у них помощи в учении и других добрых делах…
 Вот теперь вы многое про этот праздник знаете… А раз праздник, то и подарки полагаются. Сегодня подарок вам - мультфильм «Жихарка». Это русская народная сказка.
После просмотра: Понравилась сказка?..
Теперь пора делать вывод: А ведь эта сказка - частичка нашей славянской культуры. Праздник-то как называется? День славянской письменности и культуры! Письменность – это очень важно. Но только уметь читать и писать – этого мало. Нам надо учиться любить всё родное – землю, язык, книги, мультфильмы… Пока у нас улицы и подъезды грязные – значит культуры у нас не хватает. И такой праздник - славянской письменности и культуры - нам очень нужен. Он учит видеть и ценить те сокровища, которые оставили нам предки. 

Использованы: 
- Андреева М.С., Коробкова М.П. Откуда есть пошла грамота на Руси// Читаем, учимся, играем – 2004 - №2 – с.50 -51
- Малая Н.Ф. Сокровища сундучка// Читаем, учимся, играем – 2001 - №5 – с.51 -57 
- мультфильм «Жихарка» (из проекта "Гора самоцветов»)


Категория: Мои статьи | Добавил: Dasha (03.09.2010)
Просмотров: 1695 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: