Суббота, 18.05.2024, 12:06
Главная | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Краеведение и духовно-нравственное воспитание
Краеведение и Духовно-нравственное воспитание.


Важно ввести в историю = сделать наследниками. 
Когда знание воспитывает? – наполнение не только ума, но сердца.
Воспитание личности – через историю: выдающиеся люди, мужество, воля, уважение к традиции). 

Как сделать, чтобы знание направляло к добру? Это ОПК: образование Человек – по образу и подобию Бога сотворен. Творец, свободен, бессмертен. Душа – «частичка» Божества, «дыхание Бога».

Родина. В гостях хорошо, а дома лучше.

Телесность, душевность, духовность места.
Телесность: образы малой родины. Определенные образы, которые встроены в генетическую программу человека. Как фотографии, которые лежат на уровне подсознания. В 6-12 лет фотоаппарат настроен на восприятие, на запечатление образов окружающего мира (импринтинг). Они и остаются для человека на всю жизнь «малой родиной». ВПЕЧАТЛЕНИЯ – зависит от нас.

Душевность: вся активность человека – от экономики до культуры. Это хорошо изучено краеведами. Но! Внимание: архитектура, живопись, музыка, литература – зависят от особенностей мироощущения (как общий знаменатель).
Особость мест отражена в поговорках: вятские - слепороды, новоторы – воры, псковитяне – ершееды, капустники… 

Духовность места: святыни.

Начало : люди населяли определенное пространство. Жизнь не только на уровне биологическом, материальном, но и духовном. В каждой местности был свой святой или святые – хранители священной земли, местнопочитаемые святыни, праздники и т.д. Символические границы места соответствовали маршрутам крестных ходов. В 17-18 веках крестных ходов на вятской земле было около 50 и они охватывали почти всю административную территорию края. 
  В сакральной географии мест отражалась география Священной земли. Присутствовал район, ассоциирующийся с адом (пустыня, царство сатаны). На вятской земле таким местом считался район Кайских болот. См. названия (топонимика): Адово озеро. См.фольклор: пословица «Бог создал рай, а черт – Кай».  
В библейской «священной земле» особое место занимал Иерусалим. Каждый православный город – это земная проекция Небесного града Иерусалима, это икона Иерусалима Небесного.
В местных священных землях городам роль сакрального центра. «Древний город – не только среда обитания… Это живой организм, жизнь которого… подчинена надвременным законам» (Никулина Н.М., Москва)

Небесный Иерусалим – образ Царствия Небесного. Это непрерывное богслужение и в него ничто нечистое не может войти. Изучая планировку русских православных городов обнаружили символику: в основе построения города – идея, образ, смысл. Не буквальное подражание топографии Иерусалима, но более сложное уподобление через храмы Город образуется храмами. Композиции, в них духовная логика. Рождение города – сооружение храма недалеко от воды. К ней потом совершались крестные ходы на «Иордан». Сперва город развивался вдоль берега, а потом вглубь от водоема. Так возникала композиция креста, образованная храмами. Позднее композиция усложнялась: могли появиться контуры круга или треугольника. (если кафедральный собор посвящен Св.Троице). Пример: иконостас. «Деисис»: в центре Спасский или Воскресенский собор, по бокам Богоматери и Иоанна Крестителя. Основу планировки Хлынова 16 века составляют Господские храмы. Расположены по кругу в порядке Евангельских событий: Богоявления, Преображения, Воскресения, Вознесения. А в центре – церковь св.Троицы (в ней список вятского Спаса).Сегодня Спасский собор. По нашему городу описание В.Бадьина (Церкви старой Вятки: к вопросу о планировании средневекового города// Проблемы материальной и духовной культуры народов России и зарубежных стран. Сыктывкар, 1995).

  Организация церковной жизни: крестный ход начинается от Кафедрального собора и к тому храму, в котором престольный праздник. Традиция из Византии. Таким образом все храмы города включались в единый богослужебный цикл. 
  Городские стены, башни, число ворот в них, посвящения надвратных церквей – неслучайны. Ворота неслучайно снаружи и изнутри имели иконы, перед которыми горели лампады. Стены воспринимались как образ божественной силы, ограждающей верных от нашествия врагов. 
Т.е. с момента принятия крещения русская земля сознательно устраивалась по подобию Небесного града Иерусалима. (См.Великорецкое). 


Духовная проекция городской среды – первична для понимания сути города. А потом уже наращиваются политические и экономические мышцы…
Устремление человека: семья как малая церковь, город как образ Ц.Неб., Русь как образ Ц.Неб. Человек как «сын Отечества» включался в иерархию ступеней – восходящую лестницу верности, надежности (и любви к Отцу Небесному).

В конце 19 века Ницше: «Бог умер». Что есть человек? Тело. Мера всех вещей - материализм. Наука попала в плен голого факта. Но «факт – это не сама прошлая действительность, а наше знание о ней». Взятый сам по себе факт мертв. 
Событие – это СО-бытие – сосуществование и взаимодействие разных уровней бытия. Настоящий праздник – это СО-бытие. Это единство Церкви и народа, мира горнего и мира земного, прошлого и настоящего. Обращение к вечности, к святым, к предкам – сакрально. Если не учитывать этот фактор, то праздник превращается в мероприятие. А отсутствие сакральности требует суррогатов в виде алкоголя или наркотиков.

«Традиция передает не содержание идеи и не формы ее реализации, а опыт создания условий, максимально благоприятствующих вступлению человека в глубинное общение. Человек не просто получает знание о жизни предыдущих поколений, а воспроизводится как личность, образ которой един для всех времен, пока существует данная традиция.»
= вводит в наследство. 
Если изучать летопись без учета исторических представлений Древней Руси, то получим диалог не с летописцем, а с самим собой. Если мы видим в житии – биографию, в иконе – портрет, в хождении – путешествие, в Церкви – организацию – то мы видим в зеркале истории только свое отражение, а не лик прошлого. 
«Два предания встречаются, чтобы сбылся человек, вошел в традицию – предание Богом Себя человеку и предание человеком себя Богу». (Кураев)

Местное предание – в житиях, праздниках, символике, географии и т.д. 
Прозвище «слепороды» - слепы о т рождения. Не физический недостаток, а духовная слепота, внутренняя. 

Крае-ведение. ВЕДЕНИЕ – не просто знание. Словарь 11-17 веков: «провидение, промысел, чудодейственная сила». Церковно-славянское происхождение. Ведение – постижение идеи. Фиксация внешних признаков есть знание. Т.е. ведение – я включен внутрь событий, а не наблюдаю извне. Нужно перейти с описания фактов на раскрытие событий.


Краеведение сегодня = территория + люди + факты.
Но жив пока классовый подход: человек как вид животного. 

Экскурсионный метод познания истории города. Разработка игры.

Традиция – переживание исторического опыта. 
Приобщение к традиции. Праздник. 
  Уже доказано, что народное искусство возрождается только там, где возрождается духовная жизнь. Культура – это созидание, взращивание. Сейчас нашествие иных «культур» - разлагающих. Поэтому сохранение фольклора – это сохранение корней. А «укоренённость в 1000-летнем духовном опыте – главное условие нашего возрастания». 
Преемственность поколений – «времен связующая нить». Пример: крестный ход. Преодоление трудностей, пример терпения и смирения. 

Соборность – как общий знаменатель – возможность объединения
Место богаче пространства. Это пространство + люди, дела, мысли… (у каждого места своя особенность. Пример: слово и поэма. Из одного набора слов - множество вариантов поэмы.)


Источники: 
Гомаюнов С.А.Проблемы методологии местной истории. – Киров, ВГПУ. – 1996г.

Категория: Мои статьи | Добавил: Dasha (07.11.2010)
Просмотров: 821 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: