Воскресенье, 05.05.2024, 06:52
Главная | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Человек и Бог в православии

Урок 3. Человек и Бог в православии

Цели урока:

Образовательные: рассмотреть понятие Бог, начать знакомство с нравственными категориями православия:  любовь, добро, совесть, свобода.

Развивающие: продолжить формирование умений выделять главное, обобщать, работать по учебному и художественному текстам, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности, умения делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию уважения к православным христианам и их вере, обратить внимание на важность духовного мира в жизни каждого человека, указать на необходимость нравственного самосовершенствования на основе идеалов добра, любви, милосердия, оценки своих поступков по совести.

 Тип урока:   изучение нового материала

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Актуализация и мотивация. Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие на разные континенты земли, чтобы увидеть замечательные памятники культуры. Посмотрите на них, пожалуйста, и скажите, что их объединяет, Кому они посвящены? (Слайды презентации.) Они посвящены Богу. Кто такой Бог? (На доске появляется карточка со словом «Бог».)

Целеполагание. (Слайды.) В Его честь строятся прекрасные храмы, даже бедные люди приносят свои очень небольшие деньги на их строительство. Иконы украшаются золотым  и драгоценными камнями, убранство храма во все времена было более роскошным, чем дворцы царей. Многие великие художники, писатели, композиторы посвящали свои лучшие произведения Богу. Например, художник А.Иванов всю свою жизнь писал картину «Явление Христа народу». Великие полководцы одерживали военные победы во славу Бога. К примеру, русский царь Александр I после войны с Наполеоном приказал отчеканить медаль знаете с какой надписью?  «Не нам, не нам, но Имени Твоему». Если с заглавной буквы написаны слова «Имени Твоему» - значит о Ком идет речь? (Можно про большую букву прочитать на стр.11 под рубрикой «Это интересно»). А.В.Суворов все свои военные подвиги приписывал помощи Бога.  Суворов солдат учил:  «Молись Богу – от Него победа!»

Нередко люди жертвовали жизнью ради своей веры в Бога. Пример тому - Евгений Родионов, солдат, погибший не так давно в чеченском плену.

Почему лучшие произведения культуры и искусства, музыки и поэзии и лучшие поступки людей совершаются в честь Бога? Цель нашего урока – ответить на этот вопрос.

Изучение нового материала. Осознание и осмысление учебной информации.

Читаем учебник – рассказ о мальчике Ване.

Приходилось ли вам когда-нибудь видеть разъярённую собаку? Почему ребята решили, что спасение котёнка – героический поступок? Что придавало Ване мужества? (Уверенность в помощи Бога.)

Может ли Ваня Бога описать? Почему это Ване так сложно? Потому что Бог – Невидимый. (На доске делается запись под словом «Бог».) Но Ваня знает, что Он, невидимый Бог, рядом. Почему? (Он чувствует помощь и поддержку Бога.) С кем Ваня сравнивает Бога? (С отцом и матерью.) Бог  для Вани – любящий, заботливый, Он - Отец. (Записываем ответ на доске.)

   Давайте теперь послушаем рассказ воинов о том, как в армии совершаются подвиги - с надеждой на помощь Бога. Однажды в г. Буденновске террористы захватили в заложники женщин и детей, было это больше 15 лет назад, освобождать заложников было поручено секретному военному подразделению «Альфа». Сергей Андреевич Поляков, заместитель командира отряда рассказывает: «В тех условиях невозможно было не поверить в Бога, Бог хранил нас от ошибок в условиях заданий выше человеческих возможностей, теперь в нашем отряде много верующих, и когда мы готовимся к боевым заданиям, просим у Бога помощи».

   К чему приводят ошибки при освобождении заложников? К гибели отряда или людей. Как, по рассказу Сергея Полякова, им помог Бог? Бог хранит от гибели, спасает людей, Его называют Спасителем. (Записываем вывод на доску.)

   Посмотрите на нагрудный крестик. На его обратной стороне написано: «Спаси и сохрани». Что значат эти слова? Такие крестики были на груди у каждого верующего человека, их хранили и берегли.

   Многие трудности преодолевают с Богом верующие в Него люди и в мирное время. Какие главные трудности есть у учеников? Учиться сложно, а бывает ещё и лень. Рассказывает Оксана Фёдорова: «Я просила у Бога помощи в учёбе, когда что-то не получалось в университете, Бог мне помогал и я училась хорошо» … Кто она такая, вы знаете? Как, по её словам, ей помог Бог? (…) Значит, Бог -Учитель, Помощник, Всемудрый (самый мудрый). (Записываем на доску.)

    Могут нам рассказать о Боге и космонавты. Хотели бы вы слетать в космос? Посмотреть в иллюминатор на нашу землю? Космонавт Павел Попович делится впечатлениями: «Земля невероятно красивая. Смотришь в иллюминатор на звёзды и думаешь о Том, Кто всё это создал и всем этим управляет». Поэтому Бога называют ещё такими именами - Творец и Создатель. (Записываем на доску.)

   Всё-таки, что же значит слово «Бог»? Прочитаем рубрику «Это интересно» на стр.10. «Бог» и «богатство», оказывается, однокоренные слова! Удивительно, правда? А какое богатство Бог может дать человеку? Может – машину, компьютер, миллиард долларов? Может. А давайте найдем в учебнике, какие самые важные дары Бог даёт всем людям (стр.9 -10). У каждого человека есть совесть, доброта, любовь, свобода, разум. Заполните пропуски в пословицах там, где нужно и ответьте на вопрос, какой из даров описывает каждая из них.

Слайд:

          Жизнь дана на …ые дела. (Доброта)

          Злая …хуже палача. (Совесть)

          …не знает мести, а дружба - лести. (Любовь)

          По одёжке встречают – по … провожают. (Разум)

          Что худо – того бегай, что добро – тому следуй. (Свобода)

(Возможен комментарий): Свобода человека – право выбрать хороший или плохой поступок. Любовь не знает мести: это значит тот, кто любит, умеет прощать. Давайте подумаем, кого мы любим (кого умеем всегда прощать)?

Что человек может сделать с этими дарами? Может умножить, а может и потерять, даже может забыть, что они у него есть.

(Слайд.) Теперь посмотрите на примеры поступков и скажите, кто из ребят дары теряет, а кто умножает?

          У кого чуткая совесть?

-Подумаешь, взял без спроса конфетку!

- Не ругайте моего братика, это я разбил вазу.

          Кто умеет творить добро?

- Вася всем даёт списать.

- Миша сильно заболел и ребята из класса приходят к нему помогать делать уроки.

          Кто умеет любить?

- Мамочка, отдыхай, я сам постираю свою рубашку.

- Бабушка, я тебя больше всех на свете люблю, купи мне новую игру!

    Какой бы вы дали совет ребятам, как дары Бога сохранить? (…) Требуется немало усилий, терпения, а верующий человек скажет - помощи Самого Бога.    

   Бог не только подарил людям способности, но и помогает стать лучше, преумножать их.  Послушайте рассказ «Брат и сестра». Сережа и Аннушка остались дома одни, и брат сказал сестре: «Пойдём поищем, не осталось ли в доме чего-нибудь вкусного и полакомимся».  «Если б ты меня повел в такое место, где нас никто не увидит, то, пожалуй, я пошла бы с тобою», - отвечала Аннушка. «Пойдем в кладовую, там нас никто не увидит». «Нет, Серёжа, там нас может увидеть сосед: он колет на дворе дрова». «Ну так пойдём на кухню, там стоит целый горшок мёду, и мы намажем себе по большому ломтю хлеба». «В кухне увидит нас соседка: она, верно, теперь сидит у окна и прядёт». «Ах, какая же ты трусиха, Анюта, пойдём, если так в погреб кушать яблоки; там уж нас наверное никто не увидит».  «Милый Серёжа, разве ты не думаешь о Том, Кто видит через стены и от Которого и в темноте нельзя скрыться?» «Правда твоя, сестрица. Бог видит нас и там, где человек не видит».

   Какой неправильный поступок дети хотели сделать? Кто их остановил? Какой из даров  Бога они берегут?

Осознание и осмысление учебной информации.

- Давайте прочитаем записи на доске, что мы сегодня узнали о Боге. Нужно ли что-то ещё дополнить? Как вам кажется, какие слова о Боге – самые главные? (Бог есть Любовь.)

 -К кому мы обычно обращаемся на «ты»? Почему Богу  говорят - «Ты»? Найдите правильный ответ.

          Для верующего человека:

а) Бог – близкий и родной; б) Тот, Кому можно доверять свои тайны; в) строгий и сердитый начальник.

- Может ли человек стать похожим на Бога? (Да, когда с помощью Бога становится добрым, мудрым, любящим).

- С давних пор в России сирот, одиноких и бездомных людей называли убогими, т.е.теми, кто живёт у Бога. Как вы думаете, почему?

Рефлексия. Итак, попробуем ответить на вопрос, который ставили в начале урока: Почему люди  совершали подвиги, творили великие произведения искусства во имя Бога? (Потому что хотели прославить Творца мира и Отца Небесного, хотели благодарить Его за любовь к людям, за заботу о каждом человеке.) А самый главный подвиг во имя Бога – победа над своими злыми привычками. Как же радуется Отец, видя такую победу сына…

Домашнее задание. Обсудите с родителями и придумайте примеры, что может сделать человек  во время обычного рабочего или учебного дня бескорыстно (ради Бога)?  

Использованная литература:

1.      Зёрнышки: Добрые истории для малых ребят. Рязань, 2008.

2.      Фома. – 2006, №7 –С.66.

3.      Христианский дух в пословицах и поговорках.- М., 2003.

                                                                                 Разработку подготовила Ирина Репина             

Категория: Мои статьи | Добавил: Dasha (29.08.2012)
Просмотров: 3025 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: