Суббота, 18.05.2024, 16:48
Главная | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Васнецовы - богатыри земли Вятской
«Васнецовы – богатыри земли Вятской»
групповой творческий проект


Руководитель: учитель музыки Байдурова О.Г.

Консультанты: учитель истории и краеведения - Краева И.А.;
  учитель ОПД – Кокорина Е.В.
  Учебный предмет – музыка

Дисциплины, близкие к теме проекта – краеведение;
основы проектной деятельности
Продукт проекта – постановка музыкально-литературной
композиции с электронным сопровождением.

Возраст учащихся – учащиеся 7 класса.

Тип проекта – групповой творческий монопроект, по характеру контакта между  
участниками – внутриклассный.

Заказчик проекта – оргкомитет «Васнецовских чтений»  
библиотеки им. А.Васнецова.
Итоговый продукт проекта в форме музыкально-литературной композиции с электронным сопровождением предполагается представить:
• на V Васнецовских чтениях в ноябре 2008 года
• на школьной научной конференции в мае 2009 года
• На Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» в 2008-2009 учебном году.

Проблема проекта - Россия имеет богатейшее духовное и культурное наследие,
но современное поколение часто ищет кумиров на стороне. Открывая сверстникам имена тех соотечественников, кто оставил заметный след в создании и сохранении этого наследия, мы показываем им у кого можно учиться, с кого брать пример, кому подражать. 

Цель – воспитание подрастающего поколения на примере семьи Васнецовых, 
на примере их высокого служения родному Отечеству.  

Задачи проекта:

1. Через исследовательскую, аналитическую, творческую деятельность вскрыть суть проблемы.

2. Активизировать познавательную деятельность учащихся через выполнение группового творческого задания.

3. Привить учащимся любовь к народной вятской песне.

4. Воспитывать высокое чувство долга служения на благо и украшение своего Отечества.


Этапы работы.

I.Поисковый (подготовительное погружение в проект).
1. Мотивация.
2. Определение темы, проблемы, цели.
3. Формулировка проекта.
4. Анализ имеющихся материалов, информации.
5. Определение в информации.
6. Сбор и изучение информации.

II.Аналитический ( планирование и организация деятельности).
1.Определение групп:
• Журналисты – сбор информации по теме проекта
• Историки – анализ исторической эпохи и особенностей
общественной жизни времени Васнецовых
• Аналитики – обработка информации, промежуточное ее представление
• Корреспонденты – проведение анкетирования, анализ результатов 
• Сценаристы – написание сценария литературной композиции
• Музыковеды – поиск вятских народных песен, выбор их для исполнения
хора; подбор к тексту сценария сопровождающей музыки 
• Звукорежиссер – запись музыки, техническая поддержка во время 
презентации
• Актеры - театрализация отдельных сцен
• Ведущие музыкально-литературной композиции -  
итоговое представление продукта проекта
• Хор – разучивание, исполнение вятских народных песен во время  
представления музыкально-литературной композиции
• Компьютерщики – создание цифрового продукта

2. Выделение целей и задачи.
  3. Роль каждого учащегося в группе.
4. Способ представления результатов.

III.Практический (осуществление задач).
1. Выполнение плана работ
2. Промежуточный отчет
3. Анализ результатов, формирование выводов

IV.Презентационный (результаты, отчет).
1. Анализ проделанного.
2. Самооценка и оценка.
3. Демонстрация результатов. 
4. Форма представления результатов

 V.Контрольный (рефлексия).
Анализ результатов, оценка продукта.




  Видеоряд 
  № слайда Музыкально-литературная композиция
 с цифровым сопровождением

 Музыкальное
сопровождение

  «Васнецовы - богатыри земли Вятской» 

трек 1
 слайд 1 Ведущий: «Поразительно, каких людей рождают растущие на сухом Мусоргский
  песке еловые леса Вятки! ...Массивные духом, крепкие телом богатыри. «Картинки с
  слайд 2 Такими именно были братья Васнецовы». выставки»
 фото Шаляпина Ведущая: Писал выдающийся певец, наш земляк, Федор Шаляпин. 
 слайд 3 Ведущий: Братья Васнецовы принадлежали к древнему роду. На берег  
  рис. Дедовой Вятки Васнецовы прибыли из Новгорода, в то время, когда новгородцы на 
 на длинных ладьях счастья искали на вольной вятской земле. 
  слайд 4
 портреты
  братьев Ведущая: Отец Васнецовых Михаил Васильевич был сельским священником. Семья была большой, дружной, чадолюбивой. У Михаила Васильевича и Аполлинарии Ивановны родилось шестеро сыновей. сыдетей.сыновей. 
  Васнецовых Все сыновья закончили духовное училище. Виктор и Аполлинарий стали 
  стали известными художниками, Петр - земледелец, Аркадий - ообщественный 
  общественный деятель, а Николай и Александр - народные учителя.
Ведущий: Дух народничества был силен тогда по всей России, и в Вятке без сомнения тоже. Образованная молодежь шла в народ. Появилась должность - народный учитель. Многие молодые люди после окончания духовной семинарии становились учителями. Четверо из шести братьев «по зову сердца» испытали себя на этом благородном поприще. 
 (На сцену выходят братья Васнецовы) трек №2

  слайд 5 Николай: Старшим в семье был Николай. Всю свою жизнь он посвятил Свиридов
  Николай преподавательской деятельности. Занимался изучением вятского диалекта. 
  слайд 6 Составил словарь. Занимался архитектурным моделированием. Его модели 
  словарь памятников русского зодчества экспонировались в Казани. 
  слайд 7 Петр: Петр Михайлович Васнецов тоже какое-то время служил 
  Петр учителем, преподавал в Шурминском народном училище. Увлёкся сельским хозяйством, стал агрономом. Уехал в Тульскую губернию, где арендовал земельный участок. 
  слайд 8 Аркадий: Аркадий Михайлович 20 лет учительствовал. Делал удивительную 
 Аркадий  
  слайд 9  
 мебель из  
 музея мебель, которая на выставках была отмечена дипломами и медалями. Был избран главой города. Этот скромнейший и честнейший человек в качестве главы города Вятки успел:
• построить водопровод,
• провести электричество, телефон
• был одним из создателей первого художественного музея. 
 слайд 10 Аполлинарий: Аполлинарий стал знаменит своими картинами древней 
 Аполлинарий Москвы. Знание истории и археологии помогло ему стать основателем нового 
 слайды 11-17
  нового жанра в русской живописи - исторического пейзажа. В свободное время 
  картины занимался литературным трудом, писал рассказы. 
 слайд 18
  Виктор: Самый именитый и известный среди братьев Васнецовых - 
 Виктор  
 
  слайд 19-24
 Виктор Михайлович. Первые навыки рисования он получил от отца, а любовь к изобразительному искусству привила своим внукам бабушка, которую все так и называли: «бабушка с акварелями».
  Дар Виктора Михайловича Васнецова раскрылся в полотнах на 
картины сказочные, исторические сюжеты в которых оживала не только русская история, но, прежде всего русская душа. 
 
 слайды 25-28
 Целых 10 лет провел он на лесах, расписывая стены киевского храма. 
виды храма Это очень важный и плодотворный период в творчестве, когда раскрылись все 
 стороны его дарования, когда нашел художник свой путь в искусстве. 
слайд 29 Александр: Младший рода Васнецовых - Александр пошел по стопам 
Александр старшего брата, он учитель в сельской школе. После себя он оставил замечательную книгу «Песни Северо-восточной России». Это собрание старинных вятских песен. Нелегко найти рассыпанные в народной памяти песни. Найти, запомнить, записать, собрать в одном сборнике и опубликовать. Ведущий: Что давало братьям Васнецовым твердость в стремлении служить людям и своему отечеству? Откуда эта крепость и мощь, с которой каждый из них раскрыл свой дар, свой талант?
 Ведущая: Они были крепко связаны с той землей, тем местом, где родились, с тем народом, среди которого возрастали. Огромную роль для каждого из братьев сыграла семья. 

слайд 30 
Михаил  
Васильевич




  слайд 31

  слайд 28 (Братья уходят со сцены, выходит отец - Михаил Васильевич) Михаил Васильевич: Добрым пример служения был отец - Васнецов Михаил Васильевич. Он был священником в третьем поколении. Проводит службы, крестит детей, венчает молодых, он обучает грамоте всю округу. Среди крестьян своего прихода Михаил Васильевич пользовался большой любовью и уважением.
Сам знает древнегреческий, латинский, старославянский языки.  
Увлекается географией, астрономией. Из воспоминаний братьев: «во время 
ночное небо прогулок по рябовским окрестностям отец заставлял нас следить за падающими звездами и с жаром, упоенно рассказывал о «тайнах мироздания". 
 Учил всматриваться в мир. Был для сыновей и отцом заботливым и другом. 
слайд 32.33 Ведущий: Дом в Рябово он построил на горе, возле каменной церкви. трек 3 детская
вид дома летом Прочный дом из лиственницы. С пятью окнами в ряд, с мезонином и детская


слайд 34-38 маленьким балкончиком. Решил, пусть у детей будет своя уютная комната. Ведущая: Дом получился «на загляденье всем, кто проезжал или проходил музыка
в доме мимо». В самом доме было ощущение уюта и домашности. 
слайд 39 рисунок Каждый из братьев с любовью вспоминал "милое сердцу Рябово", свою малую 
вид со двора Родину.
 
 Ведущий: Аполлинарий так описал округу: "Местность села Рябово... 
слайд 40-43 была живописна и многообразна. На вершинах холмов расположены 
виды деревни. С высоких холмов открывался горизонт на десятки верст. Из окон 
окрестности нашего дома был виден большой лес... Поражали в нем великаны-ели, мягкие 
 подушки мха, и пни обхвата в два".
Ведущая: Какой свет зажгла в душах своих детей матушка Аполлинария 
  Ивановна Васнецова, мы узнаем из автобиографического рассказа ее сына 
  Аполлинария:

  трек 4 

  грома, 
 слайд 44 На сцену выходят сын - Аполлинарий и мать, у нее в руках вышивка. звуки грома

 грозовая Аполлинария Ивановна: «...лучше помолись Богу, чтобы он отвел дождя

 туча градовую тучу. Туча эта градовая, гремит в той стороне, весь хлеб выбьет.
 Храни Господь, если к нам придет, сколько горя, сколько слез: и рожь, и овес, и огороды все смешает с землей: голодать народ будет круглый год.
 
 слайд 45 (садится с рукоделием за столик).

 
 ребенок у Аполлинарий: Боженька, не давай, чтобы весь хлеб у нас выхлестало, 
 окна морковь и репу в огороде и чтобы у мужиков ни овес, ни рожь не тронуло. 
  __  
 
 Боженька, сделай так, чтобы мне не было тяжело, чтобы все были здоровы. Пусть, чтобы ни папа, ни мама, ни братцы никто не умирали. Сделай, 
 Боженька, чтобы все люди были добрыми...
 
 Мать оставляет работу, с участливой улыбкой смотрит на сына, встает, подходит к нему.
Аполлинария Ивановна: Умный, ты, мальчик, хороший!
  Поглаживая сына по голове, обнимает за плечи и уходит с ним со сцены.
   
 Ведущая: Из слов детской молитвы нам ясно, какая чистота нравов, благочестие, чистота трек 5
  царили в семье. И.С.Бах
слайд 46
картина
В.Васнецова
 «Нищие  
певцы» Ведущий: Мальчики пели в Рябовской церкви, слушали духовное пение взрослых на праздничных службах. Могли часами слушать пение нищих певцов, которые иногда заходили к ним в село. Все это возвышало и очищало душу.

Ведущая: Младшему Александру было всего 6 лет, когда умерла их горячо любимая матушка. Управляться в доме помогала стряпуха Дарья Давыдовна, которая сыграла такую же роль для братьев Васнецовых, что и няня Арина Родионовна для Пушкина. Она знала множество сказок, песен и талантливо их исполняла. 
 Ведущий: Александр выделялся среди братьев редкой музыкальностью,  
 он хорошо пел. Обладал прекрасной музыкальной памятью. Раз услышав  
 песню, запоминал и через много лет мог точно воспроизвести ее. Он начинает записывать песни и собирает их всю жизнь.
Ведущая: Издание книги изменило мнение о чрезвычайной бедности вятского песенного репертуара. Сборник оказался самым крупным по объему и весьма значительным по содержанию. 
слайд 47 Ведущий: За большой вклад в дело сохранения вятской народной культуры 
вывеска имя Александра Михайловича Васнецова было присвоено городской 
 библиотеке №9. 
слайд 48 Ведущая: Книга стала библиографической редкостью, но один экземпляр есть  
книга в библиотеке. Давайте же откроем этот кладезь вятских песенных сокровищ.
На сцену выходит хор.
Ведущий: В книгу вошли бытовые, хороводные, святочные, свадебные песни 
 в которых отразились думы и чаяния русского народа. 
слайд 49 Доцент Российской Академии музыки Светлана Леонидовна Браз так говорит 

о 
фото Браз о вятской песне:
«Вятская песня - безразмерная красота. Очень большая душа. Она за воротами, ее надо тихонько протягать, не орать, петь бережно, потаянно. Только глубиною исполнять». трек 6
голос
 С. Браз
слайд 50 Р.н.п. «Ты, река ль моя, реченька» исполняет хор.  
вид реки Много в сборнике хороводных песен. По древней традиции вождение круга от руки к руке передавалась теплота, радость общения. 
слайд 51 Вятская хороводная игра «Тетера» (Приложение 1)

вид хоровода Ведущая: Старинные песни - издалека, из глубины веков идут, несут в себе
мудрость народную, светлое, доброе начало.
Ведущий: Они и ум и душу развивают, не дают огрубеть, засохнуть ей,
 животворят ее чистыми истоками. 
Ведущая: Где искать эти неиссекающие родники?
Ведущий: В творчестве, трудах, в жизни наших замечательных земляков -  
братьев Васнецовых.

 Выходят братья Васнецовы. Ведущие уходят. 
  трек №7
 
 Николай: Мы с уверенностью можем сказать: каждый из шестерых братьев 
явил своей жизнью, своим делом высокий пример служения ближним.
 Петр: Не надо нам искать героев и кумиров на стороне - они рядом - это 
 наши вятские люди - семья Васнецовых. У них можно учиться. Им нужно 

  слайд 52  
  ккартина  
Васнецова 
  Богатыри»
  


» подражать. Это герои и нашего времени. Богатыри земли Вятской.

Аркадий: Крепко стоят они на защите своей родины от всего чужеродного, 
 не полезного нашему народу. Сохраняя истинно народное, настоящее,  
цельное, светлое, что есть у него.
«Богатыри» Виктора Васнецова - это не только обобщенный образ русских 
 богатырей с их мощью и спокойной силой, но конкретные лица. 

Виктор: Илья Муромец – богатырь - «живописец земли Русской»- Виктор
Васнецов;

Аполлинарий: Добрыня Никитич - княжеский сын - защитник и певец 
 древней столицы Москвы - Апполинарий Васнецов;

Александр: Младший из богатырей - Алеша Попович - песельник, «гусляр» 
рода Васнецовых- Александр Васнецов.

Виктор: Бог богато одарил этих людей не только силой духа, талантом, но  
умением щедро отдавать и приумножать полученные дары на благо и 
украшение Вятской, а значит и Русской земли. трек 8 Мусоргский «Богатырские
ворота
 





  слайд 53 Все участники проекта выходят на сцену. трек №9
  купола 

сл слайд 54
фото 
  участников
прпроекта
  Колокольный
звон


Категория: Мои статьи | Добавил: Dasha (07.11.2010)
Просмотров: 1683 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: