Главная » Статьи » Мои статьи |
Урок 2. Культура и религия Цели урока: Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к истории родной страны, к ее культуре и религии; Образовательные: сформировать начальное представление о культуре и религии; Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, делать выводы, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности, формировать и развивать эстетический вкус. Тип урока: изучение нового материала Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная Понятия: культура, религия, православие. Актуализация: Наш первый урок назывался «Наша Родина – Россия». Сегодня второй урок. Мы начнем его с проверки домашнего задания – интервью в семье «Знаем ли мы тех, кем гордится Россия?» Назовите полностью фамилию, имя, отчество, чем прославил Отечество, где родился: Васнецов В.М., Шишкин И.И., Чайковский П.И., Дурова Н.А., Конев И.С. (Художники прославили Россию картинами, композитор – музыкой, полководец – подвигами. Оказывается все, кроме Дуровой, родились на Вятской земле. А она родилась в Киеве, но в Вятской губернии прошло ее детство. Первая в России женщина-офицер, участница Бородинского сражения, была ординарцем великого полководца М.И.Кутузова.) Вот такие замечательные люди жили здесь, у нас, на Вятке. Что же вы скажете – знаем ли мы тех, кем гордится Россия? (…). А их имена запомнить очень полезно, потому что если побольше про этих людей узнать, то эти знания будут нам помогать. С такими знакомыми наша жизнь станет намного интереснее. Теперь давайте вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке: Россия - самая большая в мире страна, красивая и богатая. Россия может быть и самой счастливой страной, но жизнь без правил превращает ее в пустыню с мусором. Чтобы этого избежать, нам необходимо отыскать инструкцию к человеческой жизни. Целеполагание и мотивация: Поэтому сегодня мы начинаем поиски. А где будем искать – под партой, в лесу, в магазине? Учебник нам дает подсказку - тема второго урока «Культура и религия». Это значит, что инструкцию к жизни надо искать в культуре и религии. Запишем тему в тетрадь. Звучит как в 10 классе! Но давайте попробуем эти трудные понятия расшифровать, чтобы знать, где искать, в каком направлении. Сегодня «Вы узнаете» - читаем в учебнике на стр.6 что же мы узнаем («Как человек создает культуру и о чем говорит религия».) Изучение нового материала. Осознание и осмысление учебной информации: Вы, наверное, уже слышали слово «культура». Это слово пришло к нам из древнего Рима. Что же римляне называли словом «культура»? Найдите ответ в учебнике на стр. 6. (Можно сказать так - то, что растёт в огороде и не растёт в дикой природе). Сегодня значение слова «культура» стало гораздо шире, чем в древнем Риме. Что оно обозначает сегодня? Снова ищем ответ на стр.6. («Вообще всё, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом»). Давайте запишем это в тетрадь - пригодится. Теперь читаем про себя определение и думаем о примерах. Первый – «культура поведения». Скажите, есть ли она на необитаемом острове или в мире животных? (Нет, потому что человека нет, а культура создается человеком.) Другой пример – «культура жилища»: сравним жилище белки и человека. Дупло за тысячу лет не изменилось, а жилище человека стало в сто этажей, из бетона и пластика. Где человек, там и культура. Понятно? В расписании уроков написано - «физкультура». Объясните, почему урок так называется – «физическая культура»? (Человек трудится и в результате изменяется - тело становится стройнее, характер сильнее). В культуре постоянно что-то изменяется. Люди на всей планете накапливают знания, опыт и передают их детям – так создается культура. Поэтому нам в XXI веке уже не надо изобретать бумагу, велосипед, телефон... Люди, которые жили до нас, их уже изобрели, а мы пользуемся знаниями и трудами наших предков. Чувствуете связь прошлого и настоящего? Предки помогают нам жить. Но их помощь – это не только велосипед и телефон. Нам переданы умные мысли, книги, праздники… Это огромное богатство! Представляете, сколько разных народов живет на планете Земля – и у каждого свой язык, свой костюм: у одного из пальмовых листьев, а у другого – из шкуры тюленя… Когда человек едет в другую страну, он встречается с невиданным и неслыханным и очень удивляется! В нашем учебнике дан такой пример: 350 лет назад в Россию прибыл путешественник Павел Алеппский. Алеппский – потому что родом из города Алеппо, из страны Сирии. Он вместе со своим отцом несколько лет прожил на русской земле. Что же его здесь, у нас, поразило? Читаем в учебнике (стр. 7). Ответьте по тексту на вопросы: как русские отмечают праздничные дни? Какую одежду надевают в церковь? Как долго русские молятся? У арабов женщина не может сесть за один стол с мужчинами, а у нас может. Давайте подумаем, почему Павел сказал про русских людей: «…Все они святые»? Что же в те времена на Руси сильнее всего влияло на поведение человека, на праздники, на работу магазинов? Погода? Мода? (Правильный ответ - вера в Бога.) Они себя так вели потому, что их культура была неразрывно связана с религией. А что же такое «религия»? Давайте прочитаем об этом в учебнике – на стр.7 (последние 2 абзаца). Выпишите из учебника в тетрадь предложение, объясняющее нам, что такое религия (стр.7): «Религия - это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Есть невидимый разумный и духовный мир – Бог, ангелы, духи». Из рубрики «Это интересно» выпишите значение слова «православие» («правильное прославление Бога, верное учение»). Чтобы лучше понять материал урока, мы сейчас посмотрим мультфильм. Смотрим внимательно! Найдёте ли вы в этом мультфильме инструкцию к человеческой жизни? (Мультфильм «Про Василия Блаженного» из проекта «Гора самоцветов»). (После просмотра) Есть ли вы в мультфильме пример того, как надо жить? Можно ли инструкцию к жизни начать с пословицы «Жизнь дана на добрые дела»? Рефлексия. Тема урока - «Культура и религия». Мы попробовали эти трудные понятия расшифровать. Проверим, как вы их поняли. (Прикрепить надписи на доске – «Культура – это», «Религия – это»). Подберите соответствие: (еще две надписи) «то, что появилось на свет благодаря человеку», «связь человека с Богом». Культуру и религию в истории нашей страны невозможно разделить. Это хорошо видно на рисунке (Показать рисунок дерева; подземная часть, корни – надпись «Религия», наземная часть, ствол – надпись «Культура»; ветви – надписи «язык, музыка, книги, поведение, праздники, костюм, книги, храмы, мультфильмы …») Наш язык связывает нас с Богом (Пример: слово «спасибо» - что означает?) Музыка, книги, даже мультфильмы – могут рассказать о Боге. Один из самых красивых храмов мира – храм Василия Блаженного – появился на свет благодаря человеку и связывает человека с Богом... Сам святой Василий – пример того, каким становится человек, если в его душе живет Бог. А нужны ли нам культура и религия? Может, можно и без них прожить? Подумайте, что будет, если они исчезнут? (Человек потеряет человеческий облик, одичает, начнет зверствовать). Вывод: культура и религия учат человека жить по-человечески: достойно, красиво, интересно… Домашнее задание: 1.Посмотрите дома мультфильм «Про Василия Блаженного» вместе с родителями. http://mults.spb.ru/mults/?id=2475 2. Напишите в тетради сочинение о Василии Блаженном, ответив на следующие вопросы (раздать листочки с напечатанными вопросами): 1. Храм, стоящий на главной площади Москвы - чье имя носит? 2. Это был реальный человек или сказочный герой? 3. Почему Василия прозвали Блаженным? 4. Какие вы заметили у него необыкновенные способности? 5. Что доставляло ему радость? 6. Много ли денег он тратил на свои удовольствия и развлечения? 8. Он мечтал о славе, о богатстве или о чем-то другом? 10. Увидел ли он при своей жизни построенный храм? 11. Можно ли назвать его счастливым? Почему? Подготовила Надежда Демидова, педагог храма св. мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии | |
Просмотров: 3223 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/4 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||