Суббота, 18.05.2024, 23:09
Главная | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Родителям о чтении

В помощь учителю.
Родителям о чтении.

  Что такое звезды?
  В доброй детской книжке есть чудесный ответ: «Звезды – это гвоздики, которыми прибито небо; это снежинки, которые забыли упасть, это большие цветы, которые спят в небе, поджав длинные ножки…» (Г.Цыферов «Сказки старого города») Представляете? Развивает воображение? Еще бы! Причем и зрительное, и слуховое, и эмоциональное. А воображение есть основа творчества. Живопись, театр, кино предлагают нам образ готовый. Читая, мы учимся творить сами (быть творцами!). Книга воспитывает и ум, и чувства. Но в 2002г. на Всероссийском конгрессе в защиту чтения впервые громко заговорили о кризисе детского чтения. И что сегодня? Я хочу познакомить вас с материалом исследователя из СПб Инессы Тимофеевой «Воспитание детей – спасение страны и нации». Отрывок из ее последней книги напечатан в журнале «Школьная библиотека» (2009 - №2 – стр. 3 – 20 вкладки). 

  Начну со злободневной цитаты: «…Наблюдая детей, видишь, что среди них все больше становится тех, кто просто на биологическом уровне не может воспринять текст и воспроизвести его в своем воображении (людей, картины природы, события). Это странно и удивительно, потому что воображение и фантазия – самые сильные стороны детской психики. Что случилось? Это явление еще требует научного изучения, однако и просто наблюдений достаточно, чтобы понять, что бесконтрольное и неразумное использование телевизора разрушает в мозге ребенка созданный природой механизм познания... 

  Я знаю дом, где младенцу включали телевизор как погремушку, чтобы не плакал, и позднее родители радовались, что мальчик часами сидел у ТВ и не мешал им. Но к 4 – 5 годам они увидели, что сын не может сосредоточиться на книге и слушать чтение, он даже не хочет, чтобы ему рассказывали сказки. Для восприятия слова ему нужна была только движущаяся картинка. А это уже дефект познания: нарушение зрительного и слухового восприятия, слабость воли…»  
  Автор нас предупреждает: неумелое и неумеренное пользование телевизором и компьютером губит в ребенке творческое начало.

Всё начинается в семье. 
  Раннее детство – время запуска всех сил и возможностей человека. Это относится и к чтению. Потребность в каждодневном общении с книгой закладывается до 3 лет. Т.е. одного ухода недостаточно, чтобы вырастить человеческое дитя. Ему нужно общение со взрослыми! Сегодня советы доктора Спока о том, что полезно почаще оставлять младенца одного и не надо часто брать его на руки – признаны ошибочными. Ребенок хнычет и кричит потому, что просит общения. От общения зависит развитие его мозга, пытливость ума. 
  Первый и главный воспитатель - семья. Из семьи – жизненные ценности. Сегодня психологи рекомендуют женщине, готовящейся стать матерью, трудиться над воспитанием души будущего ребенка. Появились такие разработки как, например, «Чтение до рождения: работа детской библиотеки с будущими родителями». С точки зрения психологии «дело в том, что если ребенку с первых лет жизни постоянно поют песенки, читают стихи и показывают картинки, то впоследствии его восприятию книги ничего не мешает – ни мультики, ни компьютерные игры… Он уже умеет принимать систему образов с листа, и другие системы образов не заслоняют, а лишь дополняют его мир.» Замечено, что ребенок, которому поют колыбельные, бывает спокойнее. И говорить начинает раньше. Русские народные песенки (те же «Ладушки») воспитывают радостное восприятие мира, дают настрой на дружбу, взаимовыручку, на труд, на добрые дела…
  «Стиховое» воспитание имеет огромное значение для развития познавательных интересов, способностей, музыкальности, яркости восприятия… Все маленькие дети с их изумительным чутьем языка, слова, жаждут, чтобы им читали стихи. Но если эта потребность не удовлетворена, она затухает. Затухает и интерес к слову. Вот где корни нынешнего кризиса чтения»…
  А ведь с помощью слова можно развивать ум и сердце ребенка, умение учиться, его духовные потребности. К примеру, уже на первом году жизни заметны в человеке жалость и сострадание. Способность сопереживать вызывается народными песенками (к примеру, «Жил – был у бабушки серенький козлик»…) В. Драгунский рассказывал про своего сына: Денис каждый раз плакал, услышав «пиф – паф, ой – ой – ой, умирает зайчик мой». Папа стал говорить: «не пиф…не умирает…» Но это неправильно! Если не будет в детской литературе сюжетов, над которыми ребенок может заплакать – как же тогда вырастить человека добрым и отзывчивым?

  «Сегодня семья не может быть уверена, что ребенок получит в детском саду и школе даже самое необходимое.» В первую очередь личность ребенка формируется всё-таки среди родных людей. Создать в семье атмосферу умную и доверительную родители могут с помощью книги. 
Конечно, потребуется труд и терпение. Есть пример: родители читали сыну книги до 5 класса. И только к 5 классу увидели у мальчика самостоятельное осознанное стремление к чтению.

Образ книги. Роль иллюстрации.
  Первыми картинками для ребенка должны быть не двигающиеся кадры на мерцающем экране, а неподвижные иллюстрации из книги. К ним можно многократно возвращаться, пристально рассматривать, когда мама тебе читает. Дети 2 – 3 лет очень любят повторять с мамой стихи. Наглядность и повторяемость – основа природного механизма познания. Отсюда совет: Юрий Васнецов должен быть первым художником для малыша. И до 3 лет с ним можно не расставаться! Е. Чарушин, Конашевич, Лебедев – вот художники, которые создали истинную красоту детской книги.
  «Сегодня в литературе для маленьких господствует американский художник У. Дисней. Только его добрые и веселые сказки давать ребенку надо с 4 – 5 лет. А самые первые художественные впечатления, закладывающие основы национального самосознания, должны быть связаны с такими художниками как Ю. Васнецов и Е. Чарушин...
  Художественное открытие Диснея – гротескный карикатуризм – предполагает, что в голове ребенка уже есть реальный образ предмета…» Вот потому-то Дисней – художник не для младенцев. Иллюстрация должна содействовать восприятию образов текста. А диснеевский стиль мешает этому: поэтическое слово требует тонкости чувств и воображения, а ребенок, выросший на Диснее, не видит оттенков света, тонкости, красоты и изящества линий. 
  И еще: одно дело – Дисней, а другое – его «последователи», которые довели стиль мастера до абсурда и создали культ уродства и издевательства над человеком. 


А что читать?  
  Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество. Теперь и на страницах печатных изданий встречается нецензурная брань, шокирующая безнравственность, появились книги, подобные наркотикам. Поэтому будьте внимательны. Иногда на поверхности вроде бы порядок: дети ходят в детский сад или в школу, дети читают. А откуда в них непослушание? Откуда жестокость? В чем причина? Психологи отмечают: дети становятся неуправляемыми из-за передозировки негативной информацией. Что же дети выбирают на книжных полках? Чтиво про бандитов и вампиров… Лидировать в книговыдаче стал детский детектив. Почему же так?
   
  «В начале 90-х годов зарубежные консультанты внедрили у нас новую педагогику - либеральную, отрицающую роль воспитания. Тем самым разрушили единую государственную систему руководства детским чтением. Над этой системой полтора века трудились лучшие умы отечественной педагогики – Ушинский, Сухомлинский, Рубакин и др. Стабильные программы, учебники, списки для внеклассного чтения и другие материалы, обобщающие опыт многих поколений учителей, родителей, библиотекарей были отвергнуты»… Но хорошие книги пока есть. И рекомендательные списки для чтения не исчезли бесследно. Их можно восстановить. Было бы желание…
 
  Вот на этих словах ведущего методиста нашей страны я хочу остановиться. И добавить, что в Вятской Православной Гимназии, например, уже разработан список хороших книг для начальной школы на основе известной энциклопедии Инессы Тимофеевой «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для руководителей детским чтением. – СПб., 2000. – 512 с. (Российская Национальная Библиотека). 
   
В помощь родителям, педагогам, библиотекарям сегодня появились замечательные специализированные журналы по чтению, которые «способствуют информационной и духовной безопасности наших детей»: «Семейное чтение», «Читайка» и др. 
А сама Инесса Тимофеева рекомендовала еще и следующие издания:
• Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. – М.: Педагогика, 1999. – 160 с. с ил. 
• Детство: Программа развития и воспитания в детском саду/ Сост. :И.В.Бабаева, Н.А. Ножкина и др.; под ред. Т.И Бабаевой. З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: Акцидент, 1995. – 288 с. 
• Матейчик Зденек. Родители и дети. – М.: Просвещение, 1992. – 320 с. с ил.

P.S.
-Что такое телеграфный столб?
- Это хорошо отредактированная елка…
Подготовила Надежда Демидова, 
педагог храма во имя св. мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии

Категория: Мои статьи | Добавил: Dasha (19.04.2010)
Просмотров: 1237 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: