Суббота, 18.05.2024, 18:37
Главная | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Первые шаги
Первые шаги.

  С 1 сентября 2009г. в российских школах вводятся новые учебные стандарты. Что же в них нового? Программа «Духовно-нравственная культура», которая включает в себя и основы православной культуры, и предметы по истории других религий. В настоящее время проекты образовательных стандартов уже существуют, но они сначала должны пройти экспертизу, общественные обсуждения. Массовый переход на новый стандарт в 1- 4 классах ожидается в сентябре 2010г. 
  А что пока? Об одном из вариантов сотрудничества церкви и школы – рассказ Надежды Демидовой. 

  В рамках Свято – Трифоновских чтений 2008г. впервые состоялся Миссионерский съезд Вятской епархии. На нем обсуждались вопросы духовно – просветительского и социального служения Церкви в современном мире. Было предложено ввести на приходах должность миссионера – катехизатора: мирян призвали стать помощниками приходских священников и, прежде всего, в работе с подрастающим поколением. 
  Настоятель храма св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии протоиерей Георгий Купцов на это предложение откликнулся сразу. В январе 2009 г. от его прихода на курсы в Троице - Сергиеву Лавру были направлены 2 представителя – Помаскин В.Э. и Демидова Н.В. Вернулись мы оттуда с удостоверением миссионера. И с февраля 2009г. началась на приходе систематическая работа со школами, которых близ храма шесть. 

  Теперь моя аудитория - дети, педагоги, родители. Цель ясна: духовно-нравственное воспитание. Как же этой цели достичь? Сразу вспоминаются слова Апостола Павла: «…Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего?» (Рим. 10, 14) Значит, прежде всего нужно дать информацию для размышления. Но! Огромнейшая проблема - отсутствие учебника. С чего начать первый урок? О чем говорить на втором? В какой форме разговаривать? Те пособия, с которыми мне довелось познакомиться (А. Бородиной, священника А.Мороза, Р.Янушкявичуса и др.), в данной конкретной ситуации не подходят. Из них можно взять многое для воскресной школы, но от реальности общеобразовательной школы они далеки. По многим причинам сегодня нельзя детей сразу загружать духовным – сперва бы нужно душевное. Приходится составлять свою программу, сочинять свой «учебник». Советы находишь по крупицам у диакона Андрея Кураева, о. Илии Шугаева, о.Максима Козлова, о.Димитрия Смирнова…
  Другая трудность, с которой я столкнулась - настороженное отношение школьной администрации. Поэтому пошла сперва к тем, кто мне доверяет – к знакомым завучам и учителям. Предложила им помощь в проведении классных часов и родительских собраний на взаимно интересные темы. 

  Какие же это темы? Со старшеклассниками - «Информационная агрессия», «Сущность и своеобразие русской культуры», «Возможно ли жениться по любви?», «Как устроен храм» (экскурсия). С малышами начала работу с темы «Святые защитники русской земли» - потому что на дворе был февраль. Пока не отменили краеведение, пользуется популярностью урок «Старая Вятка» - город в рисунках Т.П.Дедовой. А еще предложила реальную экскурсию по старой Вятке, экскурсию в Трифонов монастырь, в с.Великорецкое. Не просто история родного края, а духовная история – это хороший повод задуматься о том, для чего нужна Церковь. 

  На светлой седмице в нашем храме было проведено 30 экскурсий для учащихся школ №3, 42, 46, 47. Третьеклассникам школы №47 учительница дала домашнее задание - написать сочинение об этом событии. Вот отрывки из их работ:
  - «23 апреля всем классом мы ездили в церковь. Она называется «Вера, Надежда, Любовь». Там рассказывали о празднике, который называется Пасха. Это победа добра над злом. Почти все ребята поставили свечки к иконам.
  Затем класс распределили на две группы – девочки и мальчики, и мы пошли на колокольню. Подниматься и спускаться было сложно и немного страшновато. А когда мы были уже там, звонарь рассказал нам про все колокола и про их значение. Затем он исполнил колокольный звон! Это было так здорово! И еще он разрешил и нам попробовать позвенеть в колокола. 
  Мне очень понравилось в церкви, особенно на колокольне. Я теперь часто буду посещать церковь.» (Жданова Полина)
- «…Подниматься на колокольню мне было немного не по себе, а на самой колокольне мне было очень страшно, ведь она на высоте 17-этажного дома! Мне здесь очень понравилось!» (Малышев Егор)
- «... Я увидела совсем по-другому город. С колокольни был весь город виден. Я даже увидела свой дом. Когда я поднималась, мне было страшно, но я держалась… А внизу мы слушали историю о храме. Потом мальчики и девочки поставили свечки. Мне очень понравилась экскурсия в храм. Я обязательно схожу снова.» (Бердникова Юлия)
- «Однажды нам учительница предложила сходить в церковь. Я редко посещаю ее. Мне было очень приятно и познавательно сходить туда. Наш класс приехал на колокольню. Нам очень понравилось звонить в колокола и люди, которые там работают. Они ходят в красивой одежде. И в помещении было очень красиво. Мы узнали много нового…» (Гмызина В.)
- «…Мне очень понравилось в церкви. Я хочу еще сходить во все церкви Кирова!!!» (Буркова Анастасия)
  Детская непосредственность просто подкупает. Каждое сочинение читать - радость!
 
  А в 10 классе школы № 42 после четырех уроков ДНК (духовно – нравственной культуры) было проведено анкетирование учеников. На вопрос «Ваше мнение: нужен ли в школе такой предмет – Духовно – Нравственная Культура?» положительно ответили 16 человек из 26. Вот примеры ответов: «ДНК просто необходима. Это здорово!», «Да, нужен, т.к. этот предмет помогает увидеть то, что до этого не было видно. Предмет расширяет кругозор, повышает уровень интеллектуальной развитости». «Тема о семье вызвала у меня действительный интерес. Узнавал что-то новое». «Урок нужен!!!»…  
  «Нет» сказали 6 человек. Но вот любопытная деталь: пятеро из них называют темы уроков, которые им интересны в перспективе.
  «Не знаю» – 2 человека. Без ответа – 2 анкеты. 
   
  Педагоги относятся к нововведению по-разному. Старая советская закалка еще дает себя знать. Но, когда на базе школы № 42 проходил областной педагогический семинар «Роль краеведческого компонента в формировании гражданских качеств личности», мне предложили выступить на тему «Сотрудничество школы и Церкви в деле воспитания подрастающего поколения». Как приятно слышать слово «сотрудничество»! Лед тронулся? Хочется верить.

  Можно назвать эти несколько месяцев работы в школе экспериментом, который удался. И что же дальше? Начинается новый учебный год. Надо бы продолжать работать. А как? Только сообща: один в поле не воин. При Миссионерском отделе Вятской епархии уже существует Общество православных педагогов. Это хорошая возможность объединить всех, кто занимается духовно – нравственным воспитанием подрастающего поколения. Миссионерский отдел – это место, где нужно собрать все наши разработки и наработки воедино. Представьте, что у нас под рукой готовые конспекты уроков или сценарии праздников. Неплохо? Так в чем же дело? Давайте вместе сделаем этот следующий шаг. 

Категория: Мои статьи | Добавил: Dasha (19.04.2010)
Просмотров: 504 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: