Суббота, 18.05.2024, 18:55
Главная | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Что такое хорошо и что такое плохо»

 «Что такое хорошо и что такое плохо» 
(разработка для начальной школы)
  Цель: Развитие внутреннего мира ребенка
  Задачи: 
• учить разбираться в жизненных ситуациях и оценивать свое поведение
• воспитывать положительные качества личности
• приобщать детей к доброй книге и доброму мультфильму.

  Сегодня у нас с вами будет необыкновенный урок. Называется он знаете как? Не математика, не рисование. Называется он «Что такое хорошо и что такое плохо». У меня к этому уроку приготовлено несколько заданий. Давайте начнем с самого легкого и любимого – с детских книг. Сейчас я прочитаю вам отрывок из стихотворения. Первое задание: вспомните, как называется стихотворение и кто его написал:
1) «…Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице – 
Ясно, это очень плохо для ребячьей кожицы.
Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку – 
Я такого не хочу даже вставить в книжку.
Этот в грязь залез и рад, что грязна рубаха.
Про такого говорят: он плохой, неряха…» (В.Маяковский «Что такое хорошо…»)
2) «Надо, надо умываться по утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам стыд и срам!» (К,Чуковский «Мойдодыр»)
  Те, кто читает книги – молодцы! Вам призы – закладочки для книг. 
  В этих стихах говорится о том, что нехорошо, если у человека грязь на лице или на одежде. Можно ли от этой грязи избавиться?.. Как?.. Да очень просто: мыло взять, умыться, постирать. А, оказывается, ребята, грязь бывает не только на лице. Гораздо хуже, когда у человека грязь внутри – грязные мысли, плохие желания. Такая нечистота называется зло или грех. Тут мылом уже не поможешь. Да эта грязь не каждому и видна – ведь она же не на лице! Давайте-ка проверим, умеете ли вы ее видеть? Умеете ли вы различать добро и зло? Второе задание такое: у меня есть карточки. Я буду показывать их всему классу и спрашивать – хорошо ли это? А вы мне хором будете отвечать «да» или «нет». Два помощника пойдут к доске и магнитами прикрепят эти карточки в два столбика… (Доброта. Вежливость. Трудолюбие. Насмешка. Обман. Лень. Грубость. Скромность. Готовность помочь. Совесть. Послушание родителям. Уважение. Защита слабого. Зависть. Жадность. Курение. Кража. )
  Вижу, вы знаете, что такое хорошо и что такое плохо. Знать-то мы знаем, но почему же так часто неправильно поступаем? Не хочется учить уроки – лучше мультфильм посмотрю. Не учить уроки – это хорошо? 
Не хочется идти в больницу к Вовке, который ногу сломал - лучше в футбол поиграю. Не навестить больного друга – это хорошо?
А в автобусе не хочется старушке место уступить – отвернусь к окну. Будто и не вижу никого. Хорошо ли это?
  Что же делать в таких случаях? В таких случаях нужно прислушиваться к голосу своей совести. А что такое СОВЕСТЬ? Однажды спросили люди об этом мудреца. И он ответил, сто совесть – одна из двух самых удивительных в мире вещей. Больше всего в жизни мудрец удивлялся двум вещам - звездному небу над головой и голосу совести внутри человека. 
Давайте над этим поразмышляем. Вы звездное небо видели? А удивлялись ему? Знаете, сколько звезд на небе? Сегодня ученые говорят – миллиарды триллионов. А какой на небе порядок! Все звездочки небесным законам подчиняются, все распределены по созвездиям, никуда не разбегаются, ночью землю освещают, заблудившимся помогают. У нас на столе всего несколько книжек да тетрадок – и каждый день беспорядок! И под столом всё время что-то валяется – то бумажки, то портфель. А на небе никогда ничего не валяется. Действительно диво! И разумно, и красиво.
  А голос совести? Вы его слышали? Кто-то говорит «да», кто-то «нет». Поэтому я расскажу вам историю про девочку Лизу – про то, как она познакомилась с голосом совести.
  Лиза – моя соседка, обыкновенная девочка, такая же, как и вы. Она каждый день гуляет у нас во дворе со своей подругой. И вот этой весной вышла подруга на улицу с новой игрушкой. Такую необыкновенную куклу Лиза увидела впервые в жизни и просто ахнула от изумления: «Ах, какая красавица!» Девочки вместе замечательно играли – устраивали кукле домик, варили цветочный суп, наряды меняли. Но вдруг за подружкой пришел папа и сказал: «Мы опаздываем в бассейн, быстро в машину. Куклу отдай бабушке». Подружка с папой уехали. Бабушка села на скамеечку у подъезда со своими подружками – старушками поговорить. А Лиза вернулась домой и не может эту игрушку забыть. Даже решила у мамы спросить: «Мамочка, а ты можешь мне такую же куклу купить?» Но мама сказала: «Пока у нас нет лишних денег. Подожди до дня рождения. У тебя игрушек полно – есть чем поиграть». Легко сказать. А ждать-то целый месяц! 
  Ушла Лиза в свою комнату, смотрит на полки с игрушками – и как будто их не замечает. Только о кукле и мечтает. Она представляет, где бы эта кукла сидела, как бы Лиза ее нарядила, куда бы спать уложила. «Вот настоящее счастье!» - думает она об игрушке.
  А тут мама в комнату заглянула и говорит: «Лиза, скоро папа с работы придет, а у нас хлеба нет. Давай-ка бегом до булочной». Лиза взяла деньги, пакет, выбежала из подъезда, глядит - а под скамейкой кукла лежит! Та самая! И никого вокруг нет. Видимо, уронила бабушка куклу и не заметила. Лизе сразу же в голову хорошая мысль пришла: «Надо игрушку поднять и скорее подруге отдать!» Но и другая мысль не замедлила: «А зачем сразу отдавать? Ведь никого вокруг нет, никто не видит. Можно куклу себе взять – и играй сколько хочешь! Вот оно, твое счастье – только руку протяни!» И Лиза не утерпела: быстро руку протянула, куклу схватила, спрятала в пакет, бегом в булочную, бегом домой. Хлеб выложила, и с пакетом к себе в комнату. Куклу достала, на полку усадила. Вот оно, счастье! Да не тут-то было. Почему-то радости никакой. И на душе нехорошо. И мысль не уходила: « А ведь ты, Лиза, скверно поступила. Не надо чужое брать. Лучше ее поскорей отдать».
  А поиграть? И Лиза старается голос совести не замечать. Тут вдруг телефон зазвонил. Лиза даже вздрогнула. Мама с кем-то поговорила и пошла в комнату Лизы. Девочка слышит каждый мамин шаг. Громко стучит сердце у девочки. Как будто она мамы боится. Да ведь она на самом деле боится! Почему? Лиза не хочет, чтобы мама увидела куклу. Мама уже дверь открывает. Лиза куклу хватает и быстро прячет в шкаф. Мама говорит: «Твоя подруга звонит, вся в слезах. Потеряла ее бабушка новую игрушку. Ты случайно не видела - никто из девочек эту куклу не подобрал?»
  Лиза со страху быстро ответила: «Нет!» Мама закрыла дверь. И Лизе стало очень стыдно. Лицо покраснело, всё внутри похолодело. И на душе стало еще тяжелее. Зачем маме соврала? Зачем куклу убрала? Как с этой куклой играть, если никому нельзя ее показать? Совсем невесело девочке. Кукла, оказывается, принесла ей не радость, а страх и плохое настроение. Лиза начала нервничать, сердиться – она не знает, как от куклы освободиться. Она готова ее выбросить, сломать… Так кончился день. Легла Лиза с тяжелыми мыслями спать.  
  На следующее утро проснулась Лиза оттого, что вся комната была залита солнечным светом. «Вот здорово! - подумала девочка, - сейчас подружка позвонит и мы пойдем гулять!» И тут вспомнила про куклу. А как вспомнила – вся радость пропала. Подруга на самом деле позвонила, грустным голосом позвала гулять. Как вы думаете, пошла Лиза с ней на улицу? Лиза ей отказала, потому что не знала, как ей в глаза смотреть, что сказать. Больше не хотелось врать. А дома сидеть тоже было невесело: у всех дела, никто с Лизой не играет, поэтому кажется, что все ее в чем-то плохом подозревают. А когда мама проходила мимо шкафа, Лизу бросало в дрожь. 
  Внутренний голос говорил: «Тебе бы, Лиза, извиниться перед мамой и подругой, вернуть куклу – тогда всё снова станет хорошо!»
  Но как извиниться? Как сказать? Целый день прошел в муках. Лиза ни с кем не разговаривала, не гуляла, всех сторонилась, злилась, тихонько слезы вытирала. И когда она легла в кровать, то поняла, что не может даже спокойно спать. На душе как будто камень лежит и дышать мешает. И как от него избавиться, Лиза не знает. Как вы думаете, кто девочке помог? Конечно мама. Пришла к ней мама и сказала: «Ну хватит, дочка. На тебя целый день больно смотреть. Ночь на дворе, надо спать, а ты легла и начала на весь дом вздыхать. Что случилось? Ты должна мне все рассказать!» 
  Лиза куклу из шкафа достала, расплакалась и все маме рассказала. А мама головой покачала: «Ах, Лиза, Лиза, а разве ты голос совести не слышала? Ведь голос совести - как сигнал тревоги! Если что-то плохое сделаешь, то сигнал тревоги включается: сразу угрызения совести начинаются». Девочка ответила: «Я слышала, да не знала, как этот голос называется. Чей же это голос?» Мама ответила: «Есть старинная пословица: совесть - это Божий глас. Она человека от зла охраняет, к добру направляет. Если человек свою совесть в чистоте хранит – у него душа светлая, радостная. А если на совести появляются грязные поступки – то душа болит. Температуры у тебя не было, голова не болела – а ты целый день есть не могла, гулять не хотела. Верно?» «Верно. А как от этой боли лечиться?» - спросила Лиза. И мама сказала, что главное - от грязи на душе освободиться. Для этого нужно твердо решить, что постараешься никогда больше так не делать, не грешить, и перед Богом и людьми извиниться.
  На следующее утро вернула Лиза куклу подруге. Извинилась и крепко этот случай запомнила. И чужого уже никогда не берет. Хотя иногда непослушной всё-таки бывает. А голос совести она теперь хорошо знает. Как он ей советует, так она и поступает. 
  Вот так Лиза познакомилась с голосом совести. Давайте проверим, слышите ли вы свою совесть? Вот вам пример: заканчивается урок, начинается перемена. И вот кто-то из нас бежит по коридору и видит: на полу бумажка лежит, да непростая. Денежка 100 рублей! Можно ли ее себе взять?..
  А вот другой пример: иду я по дороге и вижу яблоню – всю в яблоках, спелых, ароматных, золотых. И так мне хочется яблочко попробовать, что сил нет терпеть. Можно ли с чужой яблони всего одно маленькое яблочко сорвать?... А как это называется – чужое без спроса взять? Это воровство. Такой страшный грех, что в древности за него жестоко наказывали – даже руки ворам отрубали. Но этот грех, к сожалению, жив до сих пор. Поэтому наши предки оставили нам мудрые советы – пословицы. Когда трудные случаи в жизни бывают, то пословицы нам помогают: подсказывают как правильно поступить. Запомните:
• На чужом горе счастья не построишь (вспомним про Лизу)
• На всякое хотенье есть терпенье (вспомним про яблочко)
• от малого большое зарождается. От искры пожар начинается…
Вывод: давайте еще раз посмотрим на доску. Что такое хорошо? Что такое плохо? Давайте спросим себя: а каким я хочу быть? 
Если я буду таким – рядом со мной людям будет хорошо? От таких дел прибавится в мире тепла? Или холода? Света или темноты? Радости или горя? Запомните: чтобы в мире стало больше добра – нужно делать добрые дела. От зла – холод, мрак, горе. От добра – тепло, свет и радость.
  А сейчас давайте посмотрим мультфильм по сказке Е.Шварца «2 брата» («Новогоднее приключение двух братьев»)…
  Последнее задание – домашнее - для тех, кто не читал книги В.Маяковского, К.Чуковского и Е.Шварца: книги в библиотеке взять и дома с родителями почитать.  
  Демидова Н.В., педагог храма во имя св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии


Категория: Мои статьи | Добавил: Dasha (02.09.2010)
Просмотров: 1303 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: