Главная » Статьи » Мои статьи |
«Чему Вас не научили в школе?» Такой вопрос задал журнал «Фома» своим читателям в сентябре 2009г. Один из ответов поразил меня до глубины души: «…Мы не познакомились со славной историей своего народа и не узнали об истоках нашего языка. А ведь мы должны знать, что кириллица с детства запоминалась словами Аз Бога Вем, Глагол Добро… К сожалению, в школе мы не узнали и о том, в чем состоит смысл жизни человеческой». К сожалению, и сегодня в нашем обществе есть много возражений против уроков ОПК, на которых школьники могли бы эти знания получить. А свято место пусто не бывает. Пробелы в нравственном и патриотическом воспитании на руку сектантам, оккультистам и растлителям детей. Вот свежий пример из жизни нашего города: на уроке музыки ученик начальной школы отказывается петь гимн России, потому что он «дома изучает Библию». А, разговаривая с ребятами в центре временной изоляции несовершеннолетних, я «совершила открытие»: их никто не предупредил, что нельзя красть! Они узнали об этом уже от милиционера. А заповеди «не убий, не укради, не завидуй…» они впервые услышали от меня! Что это? Результат пробелов в духовно - нравственном воспитании. Поэтому вновь обращаюсь к тем, кто работает с детьми и сомневается в необходимости сотрудничества школы и Церкви: давайте вместе порассуждаем - в чем причина сомнений? Школьное образование по-прежнему носит светский характер. Уроки ОПК – это как экскурсия в храм. Ребенок получит новые знания, совсем не обязывающие его к выбору веры, к воцерковлению. Чего же опасаемся? «Как бы чего не вышло?» Тогда давайте представим, что вам придётся жить в другой стране, 1) нужно ли будет знакомиться с культурой, традициями, обычаями, верой того народа, с которым вы будете общаться? Конечно. 2) Нужно ли будет принимать веру того народа? Совсем необязательно. Вот это и есть разница между уроком ОПК и Закона Божия. Академик Д.С.Лихачев писал: «Изучение религий составляет необходимую часть образованности каждого человека. Без знания основных событий Ветхого и Нового Заветов, житий святых, как и без знания исторических событий и лиц, невозможно посещение любого из музеев изобразительных искусств. Знание религий, а особенно религии своего народа, необходимо для самопознания народа и не обязательно связано с верой.» Действительно, в Третьяковской галерее, в Русском музее примерно 2/3 картин написаны на Библейский сюжет. Мы его не знаем, и наши дети не понимают. Мы оказались обделенными, духовно обнищали. Давайте же задумаемся о пользе духовно – нравственного воспитания! Воспитание ребенка сегодня «чаще всего направлено на его поведение в мире внешнем: как я буду выглядеть, какую карьеру сделаю, какие у меня будут дом, семья, зарплата? Всё это важно. Но ещё важнее вопрос: каким буду я сам?.. Что такое добро и зло - нужно объяснять ребенку в первую очередь. Надо четко понимать, что любовь строит, созидает, украшает, дает развитие, а ненависть – всегда разрушает. …Для того, чтобы стать культурным человеком, мы прежде всего должны быть культурными в духовно-нравственном отношении Внутренний мир детей надо заполнять святынями. Лампадка святости должна гореть в душе каждого ребенка, будь он православным, мусульманином или иудеем. И зажечь эту лампадку – дело взрослых. …» (Александр Киселев, генеральный директор издательства «Дрофа», академик Российской академии образования, с 1998 по 2004г. – первый заместитель министра образования.) «…В основе школы должны быть не информация и торговля, а вера, надежда, любовь. Отсюда граждане России с честью, совестью, сердцем»... (В. Легойда, декан факультета журналистики МГИМО, главный редактор журнала «Фома») По данным Министерства образования и науки, постепенное введение преподавания в школе предметов с религиозным содержанием происходит уже давно: такие дисциплины изучаются в 61 регионе. В 35 субъектах РФ их проходят не более 1000 учащихся, в 17 – до нескольких тысяч, в 8 – десятки тысяч школьников. Например, в Белгородской области «Основы православной культуры» (ОПК) осваивают около 150 тыс. школьников (данные газеты «1 сентября» - 2009 – 15 августа – стр.2). В Москве ОПК ввели в 2003 г. по договору между Московской епархией и Министерством образования Московской области. «Нас привела за стол переговоров общая беда и общий страх за наших детей, - говорила тогда министр образования Московской области Лидия Антонова. – Яды для души, для мозга и тела сегодня тиражируются и разносятся по миру… А что наши дети могут противопоставить им? На что они могут опереться в этом мире? Те авторитеты, на которых нас растили, разрушены. Сегодня для нас РПЦ – один из немногих оставшихся в обществе моральных авторитетов. Церковь – это институт, обладающий многовековым опытом моральной помощи, сочувствия и сострадания людям, попавшим в беду, потерявшим ориентиры». В 2006г. государство и Русская Православная Церковь начали совместную работу над проектом «Духовно – нравственная культура подрастающего поколения России». Духовность, в отличие от нефти и газа, неисчерпаемое богатство. Именно духовная культура определяет будущее любой цивилизации. Председателем Попечительского Совета этой программы стала С.В.Медведева, супруга Президента. В рамках проекта проводятся фестивали доброго кино, печатаются хорошие книги, ведется разработка учебных пособий и подготовка преподавателей Духовно – Нравственной Культуры (сокращенно ДНК). Пока этот предмет преподается в школах страны экспериментально. Но первые итоги говорят о том, что настала пора вернуться к традиционным ценностям. Воспитание, образование – это не только становление ума, но и сердца. Давая ребёнку знания, важно научить его различать истинную свободу и зависимость от инстинктов и страстей. Образование без воспитания – опасно! Какова же задача курса ДНК? «Хотя мы и являемся частью мировой цивилизации, но приоритетным для нас сейчас становится сохранение и развитие нашей культурной и национальной идентификации». (В.Путин). То есть снова идет речь о культуре, традициях, обычаях, вере русского народа. Это поможет ребенку понять окружающий мир, понять себя. Авторы вновь разрабатываемого учебного курса не ставят своей целью религиозную пропаганду на уроках и «вербовку новых прихожан». Учитель не вправе призывать к совершению религиозных обрядов и критиковать ту или иную религию. Он должен рассказывать об истинных духовно – нравственных ценностях, идеях, приводить примеры высоких поступков и достойных героев. Нужно говорить и о тяжелых последствиях отсутствия нравственных и моральных критериев и для отдельного человека, и для общества в целом. Ежедневно на наших детей обрушивается поток негативной информации. А ведь есть такой закон: насаждаемое насаждается, что посеешь – то и пожнешь. Родители и воспитатели всего мира стараются своих детей защитить. К примеру, в США по требованию Федеральной комиссии по связи во всех ТВ, выпущенных после 01.01.2000 реализуется технология V – чипов. Это контроль того, что смотрят дети. Цель: не допускать просмотра программ, не предназначенных для детей. В Канаде на платных каналах блокируется сквернословие. Составлен специальный список слов и выражений, которые при просмотре автоматически заглушаются (данные из журнала «Библиотека» - 2006 - №4 - с.41.) Давайте и мы будем прилагать усилия к тому, чтобы сократить поток грязи и пошлости. Если мы хотим, чтобы в школе расцветали наркомания, мат, сатанизм, уголовная романтика– надо всё оставить так, как есть. Если же нет – в систему образования необходимо вернуть ценности русской школы, воспитавшей Ломоносова, Пушкина, Циолковского, маршала Жукова и др. Разумное, доброе, вечное не устаревает. Какими будут наши дети: добрыми или злыми, одухотворенными или бездуховными, великодушными или малодушными? Это зависит и от нас. | |
Просмотров: 578 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |